Пивот (pivot - "поворот") - смена направления деятельности стартапа согласно изменениям рынка.

Для опытных стартаперов слово "Pivot" звучит достаточно устрашающе и не все правильно понимают смысл данного процесса. Постараемся максимально просто рассказать вам.

Цель пивота - изменение курса движения стартапа с целью протестировать новое направления развития. Иногда пивот координально меняет бизнес-модель, а иногда позволяет внести небольшие правки.

Пример пивота:

Компания Burbn из которого в дальнейшем появился Instagram изначально предоставляла слишком большой набор функций.

Оказалось, что большинство функций не интересны пользователям, но они с удовольствием используют возможность быстрого расшаривания фотографий. Основатели вовремя использовали эту информацию, скорректировали курс, что позволило сервису развиться и принести основателям за 1 миллиард долларов в сделке с Facebook.

Как определить, что настало время для пивота:

  1. Не решается проблема пользователей. Целевой аудитории не интересно ваше предложение, поскольку оно решает неважную для нее проблему.
     
  2. Клиенты не платят стартапу. Вы предлагаете решение важной проблемы пользователей, но они не платят вам. Возможно цена слишком высока или не отвечает их представлениям о ценности продукта. Скорее всего, пивот просто необходим.
     
  3. Определенная часть проекта работает лучше, чем весь стартап (как в примере с instagram). Иногда большой набор функционала не то, что нужно пользователю, возможно стоит оставить только то, что работает лучше.
     
  4. Отсутствие интереса. Стартап требует постоянного участия и желания что-то делать. Пропал интерес основателей, слабые результаты, нет драйва – пора что-то менять.

Подытожив все, что было выше, можно утверждать что пивот является частью роста практически любого стартап проекта и бояться его не стоит. Но процесс его проведения, инструменты и цели должны быть обоснованы и действительно необходимы. В противном случае можно получить не совсем положительные результаты.